Абайдың қара сөздері

Бірінші қара сөз
  1. Бірінші қара сөз
  2. Екінші қара сөз
  3. Үшінші қара сөз
  4. Төртінші қара сөз
  5. Бесінші қара сөз
  6. Алтыншы қара сөз
  7. Жетінші қара сөз
  8. Сегізінші қара сөз
  9. Тоғызыншы қара сөз
  10. Оныншы қара сөз
  11. Он бірінші қара сөз
  12. Он екінші қара сөз
  13. Он үшінші қара сөз
  14. Он төртінші қара сөз
  15. Он бесінші қара сөз
  16. Он алтыншы қара сөз
  17. Он жетінші қара сөз
  18. Он сегізінші қара сөз
  19. Он тоғызыншы қара сөз
  20. Жиырмасыншы қара сөз
  21. Жиырмасыншы бірінші қара сөз
  22. Жиырмасыншы екінші қара сөз
  23. Жиырмасыншы үшінші қара сөз
  24. Жиырмасыншы төртінші қара сөз
  25. Жиырмасыншы бесінші қара сөз
  26. Жиырмасыншы алтыншы қара сөз
  27. Жиырмасыншы жетінші қара сөз
  28. Жиырмасыншы сегізінші қара сөз
  29. Жиырмасыншы тоғызыншы қара сөз
  30. Отызыншы қара сөз
  31. Отызыншы бірінші қара сөз
  32. Отызыншы екінші қара сөз
  33. Отызыншы үшінші қара сөз
  34. Отызыншы төртінші қара сөз
  35. Отызыншы бесінші қара сөз
  36. Отызыншы алтыншы қара сөз
  37. Отызыншы жетінші қара сөз
  38. Отызыншы сегізінші қара сөз
  39. Отызыншы тоғызыншы қара сөз
  40. Қырқыншы қара сөз
  41. Қырқыншы бірінші қара сөз
  42. Қырқыншы екінші қара сөз
  43. Қырқыншы үшінші қара сөз
  44. Қырқыншы төртінші қара сөз
  45. Қырқыншы бесінші қара сөз

вторник, 1 сентября 2015 г.

Историческая роль Абая.

Три великих источника национальной и общечеловеческой культуры питали своими соками корни творчества великого казахского поэта. Один из них — казахская устная речевая культура, запечатленная в фольклорных памятниках прошлого, созданных самим народом. Творчество Абая питалось богатствами этого бесценного клада. Находясь в глубоком и тесном общении с поэтическим наследством родного народа, Абай обогатил им свою поэзию.

Другой источник - это лучшие образцы классической восточной поэзии Алишера Навои, Низами, Фирдоуси и других.
Третий источник — это русская культура. Для эпохи Абая сам факт обращения к этому источнику, главным образом к наследию русских великих гуманистов и классиков, до него неведомых казахскому народу, был фактом огромного значения. Это было залогом будущего расцвета казахской культуры, смелой и верной ориентацией казахского народа на дружбу с русским народом.
Обращаясь к этим источникам, Абай обогатил свой духовный мир новыми идеями. Просвещенный и пламенный борец за культуру казахского народа в мрачной среде ханжей, стяжателей, косных старшин-феодалов, Абай был выдающимся человеком своей эпохи не только в истории казахского народа, но и в истории всего Ближнего Востока. Он стал выразителем народных дум, заступником и защитником интересов угнетенного казахского крестьянства, которому принадлежало историческое будущее. Народность Абая была своеобразным и важнейшим явлением большого исторического смысла. Абай народен в выявлении дремлющих духовных возможностей своего народа, которые действовали не на одну эпоху и не только на нужды текущего дня, а играли длительную, благотворную и все возрастающую роль в большой исторической перспективе. В этом смысле к Абаю, как и к другим великим сынам братских народов Советского Союза — Шевченко, Чавчавадзе, Абовяну, Ахундову, Тукаю, весьма подходит характерное определение Белинского в отношении значения Пушкина: "Пушкин принадлежит к числу тех творческих гениев, тех великих исторических натур, которые, работая для настоящего, приуготовляют будущее, и по тому самому уже не могут принадлежать только одному прошедшему".
Высшим критерием народности любого художника является влияние его произведений на развитие национального духовного богатства, определение того, насколько он двинул вперед духовную культуру своего народа, насколько обогатил ее. Все великие художники слова, в том числе и Абай, использовали народное культурное достояние, обогащая, развивая и творчески совершенствуя его. Они обогащали источники народной культуры, ее языковые красоты новым, неведомым народной памяти идейным содержанием. Только таким путем они достигали наиболее высокой степени художественного воплощения передовых идей и чаяний своей эпохи. В этом смысле дистанция от первоначального народного мотива, народного источника до вдохновенного поэтического воплощения его в произведении великого классика может оказаться огромной.
Такую именно дистанцию между устной народной поэзией, несомненно обильно питавшей творчество Абая, и его совершенными, высоко поэтическими культурными творениями наблюдаем мы при их сопоставлении. Народно и то, что составляло первоисточник, и то, что в полноценном, преображенном и развитом виде представлено в наследии поэта.
Творчество Абая обогатило историю народа и, вместе с тем, общечеловеческую культуру новыми ценностями. Эти ценности народ хранил потому, что в них воплощались высшие достижения народного духовного богатства, способствовавшие расцвету его передовой культуры.
Велика была сила поэзии, которой Абай вторгался в неприглядную действительность своей эпохи, стремился разрушить ее косные устои, осудить все и всяческие препятствия, стоявшие на пути развития своего народа.
Абай беспощадно бичевал во многих своих стихах угнетателей народа с позиций эксплуатируемых масс. Он использовал при этом народные устно-поэтические остроты, изречения, поговорки, богатые метафоры, приемы и средства народного юмора. Во множестве стихов, ставших широко популярными среди народа, он заступался за аульного бедняка, батрака ("Ноябрь — преддверье зимы", "Тот, кто заблудился", "О, бедная моя страна!"), за казахскую женщину ("Красотка-девушка"), за мирный созидательный труд простых людей ("Лето", "Осень", "Вот и старость!"), за молодое поколение ("В интернате за годом год"). Стихов-назиданий (карасоз) Абая на эти темы имеется большое число, создавались они на всем протяжении его активной творческой деятельности. Творя на языке народа, Абай обогащал, развивал этот язык для более острого, глубокого, точного и тонкого выражения народных дум и чаяний. Во многих своих творениях он выразил то, чего еще не было и не могло быть высказано народными певцами ввиду исторической новизны и значительности, но что смутно бродило в глубине, в сознании народных масс.
Абай народен тем, что стал духовным оком своего народа и видел далеко, мысля и чувствуя, как народ, он указывал ему на его будущее. В творчестве Абая отразилось, как в историческом фокусе, все главное, волновавшее передовые умы народа. Никто до Октябрьской революции в истории казахского народа так напряженно, многосторонне и ответственно не мыслил о судьбе казаха-труженика, "о кровавых ранах общества", о его будущем, как Абай. Он стал, пользуясь выражением Белинского, тем талантом, который должен быть "органом сокровенной думы всего общества, его, быть может, еще неясного самому ему стремления. Другими словами: поэт должен выражать не частное и случайное, но общее и необходимое, которое дает колорит и смысл всей его эпохи". Эти и подобные им существенные черты и свойства наследия Абая выражают народность его творчества.
Абай — основоположник критического реализма в казахской литературе. Темы стихов поэта о волостных управитеях ("Кулембаю", "Управитель начальству рад", "Кожекбаю"), о баях-хищниках ("Как без труда в руках народ держать", "Ноябрь"), о родовых старейшинах — воротилах степной борьбы ("Хоть мы уже старцы"), о муллах ("Глядит, но что же видит он!"), о невежественных, но упрямых хранителях древних диких обычаев — отцах семейств ("О, бедная моя страна!"), о продажных чиновниках-взяточниках, сутяжниках, лодырях, дармоедах ("Тот, кто заблудился") и другие стихи свидетельствуют о широком охвате сложнейших явлений степной жизни с ярким критическим раскрытием глубоких корней социальной действительности прошлого.
В творчестве Абая убедительно, ясно показано типическое в жизни. Поразительна обличительная сила его творений, правдиво и смело, трезво и гневно раскрывающих все недуги и пороки современной ему действительности, главным образом окружающей общественной жизни. Стихи Абая, остро бичующие гнилые устои быта, общественное зло, невежество, косность, напоминают произведения JI.H. Толстого, который охарактеризован В.И. Лениным как "горячий протестант, страстный обличитель, великий критик". Широкое и конкретное, многостороннее, критическое изображение общественной жизни казахов второй половины XIX в. было возможно в литературе в то время только средствами критического реализма. Реализм Абая был именно таким.
Абай писал по преимуществу стихами, но картины казахской действительности даны в его творениях в широком социально-экономическом разрезе так полно, так всеобъемлюще, разносторонне, что ясно отражена эпоха. Его стихи, поэмы, назидания (карасоз) смело можно назвать энциклопедией жизни современного ему общества во всех его слоях, возрастах, состояниях. Читая Абая, можно составить ясное, разностороннее и точное представление о социально-экономическом, правовом, семейном и общественном, культурном и моральном состоянии казахского общества.
Искусство Абая, будучи глубоко реалистическим, отличалось высокой идейностью.
Достигнуть таких высот мысли и мастерства он смог только благодаря усвоению передовых народно-демократических традиций русской классической литературы.
Огромную роль в развитии эстетических воззрений Абая сыграли произведения Пушкина, Лермонтова. В процессе своей творческой эволюции Абай глубоко воспринял также эстетические заветы Белинского и Чернышевского о назначении и долге поэта - выражать сокровенные думы и чаяния трудовых народных масс.
Много явных и глубинных связей в эстетических взглядах, в мироощущении Абая со взглядами Белинского, Герцена, Чернышевского и Добролюбова. Абай сумел обратиться к наследию великих мыслителей с таким безграничным доверием и преданной любовью, какие в тот суровый век отчуждения, косности, фанатизма являлись редчайшим и ценнейшим качеством. Последовательное обращение Абая к лучшим традициям русской литературы и общественной мысли объясняется величайшей притягательной силой русской литературы, ее чутким и дружелюбным отношением ко всем народностям и особенно к угнетенным народностям России.
Благородная историческая миссия русской литературы и общественной мысли со всеми их лучшими традициями содействовала и во многом определяла формирование и раз-витие поэтического творчества и мировоззрения классиков литературы угнетенных народов России, в частности Абая.
Великий классик казахской литературы Абай взял все от многовековой духовной культуры казахского народа и обогатил эти сокровища благотворным влиянием русской культуры.
Являя своим творчеством невиданное в прошлом казахского народа прогрессивное начало, Абай имел и свои недостатки.
Осуждая и бичуя пороки фанатичных мулл как ханжей и стяжателей, поэт, однако, в ряде своих поэтических и прозаических высказываний оставался приверженцем ислама. Известную часть своих наставлений в разделе моралистической, дидактической поэзии он обосновывал догмами ислама.
Изобличая бесчеловечную патриархально-феодальную эксплуатацию народных масс родовитыми, власть имущими верхами, Абай не до конца вскрывал в своем творчестве классовую природу этой эксплуатации.
Будучи ограниченным историческими условиями жизни своего народа, кочевым скотоводческим бытом небольшого степного района, Абай мало уделял внимания факторам культурно-экономического порядка, вопросам перехода к оседлости или иным интенсивным формам хозяйственной жизни трудового народа. Исторических проблем подобного порядка он конкретно не затрагивал, но зато возлагал все надежды на будущее, на скорейшее приобщение казахского народа к великой русской культуре.. В своей поэзии он оптимистичен, прогрессивен, а социальные устремления поэта целиком отвечали интересам казахского трудового народа.

Мухтар Ауэзов

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Централизованная библиотечная система города Каражал